Самый высокий риск проектов по внедрению ERP-систем — недостаточная классификация персонала для работы с ERP-системой. И в 90% случаев провалы проектов связаны с нежелание заказчика обучаться работе с системой.
При чем с подобным нежеланием мы сталкиваемся как на уровне топ-менеджмента, так и на уровне рядовых пользователей. Многие руководители компаний искренне полагают, что получат «систему с красной кнопкой», которая волшебным образом решит все проблемы производства, не понимая, что система всего лишь обсчитывает их знания, что это сложный инструмент, которым нужно уметь пользоваться. Они похожи на людей, которые покупают мощную бензопилу, при этом не желают учить технику безопасности и в итоге рискуют отпилить себе голову.
Так при внедрении ERP-системы в одной крупной приборостроительной компании в южном регионе России, где наряду с проектным есть типовое производство, мы столкнулись с проблемой полнейшего непонимания заказчиком разницы между проектной и производственной (технической) информацией. Более того, эта информация у них постоянно смешивалась, что недопустимо при работе в ERP-системе. Нам даже пришлось провести для пользователей системы краткий курс обучения планированию производства и основам проектного менеджмента.
Та же самая проблема часто возникает при внедрении систем бюджетирования. Во многих компаниях перепутаны функции финансового управления и бухгалтерского учета, в итоге, например, бухгалтерские счета перепутаны со статьями затрат, проводки с операциями и т.д. Если такая компания внедрит дорогостоящую ERP-систему, то просто не сможет использовать ее функционал.
Второй аспект этой же проблемы — нежелание руководства вкладывать деньги в обучение сотрудников, которые будут работать с системой. Часто мы слышим от руководителей: мол, посадим сотрудника работать — сам научиться. Но работе с ERP-системой нельзя научиться самостоятельно. Зачастую полностью отсутствует система мотивации работников за участие в проекте по внедрению ERP-системы. А нужно понимать, что когда идет проект, нагрузка сотрудника увеличивается, его заставляют работать все больше и больше. И если материально это никак не компенсируется, то мы получаем абсолютно демотивированного сотрудника, который не хочет осваивать систему.
Бывают ситуации, когда внедрение ERP-системы согласовывается только с ИТ-дирекцией и собственником компании, а будущих пользователей системы никто не ставит в известность, что это за система, зачем она им нужна, какие преимущества в работе они получат в результате ее внедрения. Так на крупном горно-химическом предприятии даже руководитель проекта со стороны заказчика не понимал содержания работ по внедрению ERP-системы. В итоге мы испытывали большие трудности при взаимодействие с будущими бизнес-пользователями (а в основном это были руководители подразделений). Например, нам потребовалось немало времени и сил, чтобы получить от них показатели эффективности деятельности (KPI), которые должна была учитывать система, так как они просто не понимали, что мы от них хотим и зачем это нужно.
Кроме того, в проектах по внедрению ERP-системы часто есть «подводные камни», о которых нужно помнит. О чем я говорю: внедрении ERP-системы делает бизнес-процессы на предприятии более прозрачными, сразу выявляются нарушения и злоупотребления со стороны сотрудников. Если внедрение инициируется собственником, который хочет получить контроль над компанией, то при реализации проекта мы сталкиваемся с сильнейшим сопротивлением и даже саботажем нашей работы со стороны менеджмента, который понимает, что вскроются все его нарушения (в первую очередь речь идет, конечно, о фактах воровства).
С другой стороны если внедрение системы инициировал сам топ-менеджмент, то произойдет как бы «смещение» злоупотреблений с нижнего уровня организации на верхний, то есть исчезнет злоупотребление на уровне рядовых сотрудников и среднего менеджмента, но усилится на уровне топ-менеджмента, который стал инициаторами внедрения ERP-системы. Это очень характерный случай для структур контролируемых государством - ФГУП и ОАО с большой долей государства.